Финансовое плечо
Отечественная нефтяная компания с большой историей – акционерное общество «Эмбамунайгаз» сегодня ведет активную геолого-разведочную деятельность, внедряет цифровые технологии в производство и оптимизирует бизнес-процессы. О вкладе финансовой службы в успешную деятельность предприятия, рисках на нефтяном рынке, вызовах перед компанией и реализуемых проектах в сфере IT – в интервью с заместителем председателя правления по экономике и финансам АО «Эмбамунайгаз» Рысты Нургалиевной Тасмагамбетовой.
– Рысты Нургалиевна, расскажите, как АО «Эмбамунайгаз» чувствует себя с восстановлением цен на нефтяном рынке?
– Эра высоких цен, которая когда-то была на рынке, ушла, но тем не менее сейчас рынок нащупал среднюю цену, порядка $60–65 за баррель. Мы реализуем нефть на экспорт, и, в принципе, эта цена пока для нас комфортна. Однако у компании есть контрактные обязательства по отгрузке на внутренний рынок по заявке Министерства энергетики, цена которой гораздо ниже и в прошедшем году составила 17 % от общего объема отгрузки. Но тем не менее ком- пания покрывает свои операционные затраты, капитальные расходы, выплачивает налоги и в результате генерирует чистый денежный поток и чистую прибыль.
– Как вы оцениваете финансовые результаты компании по итогам 2017 года?
– В целом для компании фи- нансовые показатели прошедшего года оцениваются как удовлетворительные. В 2017 году планировалась чистая прибыль в размере 34,5 млрд тенге, но компания генерировала 55 млрд тенге. Отклонение составило 20 млрд тенге, план перевыполнен на 60 %. В 2018 году планируется заработать 46,7 млрд тенге. При отсутствии каких-либо глобальных проблем, если прогнозные цены удержатся в пределах $60–65 за баррель, целевые планки по прибыли будут достигнуты.
– Какие задачи перед компанией стоят на данный момент?
– АО «Эмбамунайгаз» – добывающая компания, основные месторождения в которой прошли пик добычи и сейчас находятся на поздней стадии разработки. Любая добывающая компания должна иметь достаточную ресурсную базу, чтобы уверенно смотреть в будущее. Сейчас у компании около 70 млн тонн остаточных запасов, из них 35 млн тонн – трудноизвлекаемые. При расчете, что компания в год добывает около 3 млн тонн, в течение 10 лет она гипотетически исчерпывает запасы. В целях решения данной проблемы мы защитили перед советом директоров несколько геолого-разведочных инвестиционных проектов надсолевого и подсолевого комплекса блока Каратон-Саркамыс. Также мы планируем построить ГПЭС, которые из попутного газа будут вырабатывать электроэнергию для собственного пользования. Сейчас компания покупает энергию у монополиста, и тариф ежегодно эскалирует. Поэтому мы хотим уйти от ежегодного увеличения затрат в этом направлении и использовать собственный газ. Этот инвестиционный проект также был защищен перед материнской компанией, и уже начинаются проектные работы.
– Каким еще рискам подвержена компания?
– Основные риски для компании – это макроэкономические показатели: колебание курсов валют и мировых цен на нефть. На текущий момент более 80 % товарной продукции компании реализуется на экспорт. Понятное дело, что мы зависим от мировых цен. Когда в 2014 году резко упали цены на нефть, а вслед за этим произошла девальвация тенге, в компании разрабатывались различные сценарии развития ситуации, вплоть до падения цены ниже $20 за баррель. Обычно первым делом компания сокращает затраты, ФОТ, может сократить штат. Однако даже в то время, когда цены находились на уровне $30–40 за баррель, компания, учитывая социальную ориентированность, не пошла на эти меры.
– Наверняка в связи с этими событиями возросла и ценность финансово-экономического блока компании. Как вы оцениваете вклад финансовой службы в развитие компании?
– Финансово-экономический блок включает в себя центральную бухгалтерию, департамент казначейства, департамент бюджетирования и экономического анализа. В прошлом году в связи с изменением структуры созданы два департамента: инвестиционного анализа и учетных систем. Так, в финансово-экономическом блоке функционируют пять департаментов. У многих производственников сложилось мнение, что финансовая служба – сопровождающее подразделение. Но мы не только констатируем итоги нашей работы, а еще и планируем, и работаем над эффективностью: изыскиваем возможности для оптимизации и дополнительных источников дохода, аккумулируем финансовые потоки и грамотно их распределяем. Правильное планирование потоков и их целевое применение в производственной деятельности – это и есть наш вклад в общее дело. Мы своевременно работаем со всеми возникающими рисками. Это не только макроэкономические риски, но и те, которые возникают внутри компании. Кроме того, благодаря упорной и кропотливой работе финансистов в последние годы компании удалось вернуть значительные финансовые средства. По результатам двух налоговых тематических проверок «Эмбамунайгаз» возвращены более 8, 2 млрд тенге, или 68,3 % от предъявленных к возврату НДС более 12 млрд тенге за период с 2012-го по 2016 год. Между тем за последние пять лет, с момента возвращения компании статуса акционерного общества в 2012 году по 2017 год, компанией перечислено в бюджет РК более 695 млрд тенге и более 116 млрд тенге в 2017 году.
– В последние годы во всех отраслях наблюдается рост использования IT-технологий и автоматизации. Как эти изменения повлияли на деятельность компании?
– С целью автоматизации процессов в компании внедрены четыре проекта. На платформе SAP: автоматизация процес- са материально-технического обеспечения, технического обслуживания и ремонта оборудования, раздельный учет по транспортному обеспечению и интеллектуальное месторождение. Работа над концепцией «Интеллектуальное месторождение» началась в 2015 году. Основная цель – мониторинг и контроль за разработкой месторождения в режиме реального времени для оптимизации работы скважин. Это приводит к экономии электроэнергии, удлиняется срок службы оборудования. Используя опыт мировых компаний, мы стараемся внедрить их во всех месторождениях, где это будет рентабельно.