НЕФТЬ ФРОНТУ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ
Мы продолжаем знакомить наших читателей с секретными страницами истории нефтяной Эмбы военных лет. В прошлом номере мы рассказывали о переброске нефтепромыслового оборудования и профессиональных нефтяников с Крыма и Кавказа в глубокий тыл, в том числе на действующие промыслы Эмбы и Актюбинска, объединенные на тот момент в «Казахстаннефтекомбинат».
В это время, Гитлер рвался к бакинской нефти. Была назначена дата захвата города – 25 сентября 1942 года. Баку был критично необходим немецкой армии, чтобы лишить СССР топлива для военной техники и снабжать ею свою армию. Немецкие войска приближались к Баку, началась эвакуация. Параллельно Баку обеспечивал фронт нефтью, восстанавливая и эксплуатируя старые скважины. К июлю 1942 года были отрезаны все пути снабжения фронта нефтепродуктами, ранее проходившие из Баку через Грозный в Ростов по железной дороге и нефть вывозилась нефть морем через Каспийское море.
Уже в апреле 1942 года начальнику «Казахстаннефтекомбината» Нифонтову и начальнику «Главнефтестроя» Вашилову спускается приказ построить и сдать к 1 октября нефтепровод Гурьев – Большой Пешной для перекачки светлых нефтепродуктов в размере 1 миллиона тонн в навигационный период и нефтеналивную эстакаду в г. Гурьеве для обеспечения перевозки нефтепродуктов по железной дороге.
Нефтепровод было приказано строить из труб, разобранных с неиспользованной части газопровода Избербаш – Махачкала.
К строительству трубопровода были привлечены 1500 заключенных АстарханЛАГА (ранее Прорвинский ИТЛ) под ведомством НКВД СССР. В 1942-1943 гг. численность заключенных данного филиала ГУЛАГа, передислоцированного в г. Гурьев выросла с 5 915 до 65 505 человек.
Гурьевский облисполком и обком КП (Б) Казахстана обеспечивал прием и использование в порядке трудовой и гужевой повинности 900 человек и 200 подвод, а также выделил на время строительства производственные и бытовые помещений в количестве 4 тыс. кв. метров.
Этим же приказом было дано разрешение строить нефтепровод Гурьев – остров Б. Пешной без утверждения проектов и смет. Проектирование также допускалось без стадии технического проекта.
Автотранспорт, трактора и строймеханизмы, занятые на строительстве нефтепровода Гурьев – Б. Пешной освобождались от мобилизации и не могли привлекаться ни на какие другие работы.
Главурсу Наркомнефти т. Виноградову и тресту Центрспецстрой т. Платонову приказывалось организовать централизованное снабжение продовольствием и промтоварами рабочих, ИТР и служащих, занятых на строительстве нефтепровода.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА