Первые нефтяные общества на Эмбе
История отечественной нефтянки берет начало с первого фонтана нефти со скважины №7 в местности «Карашунгул» (ныне на контрактной территории АО «Эмбамунайгаз» в Жылыойском районе Атырауской области).
Это событие стало результатом почти двухсотлетних иследований края, начиная с экспедиций князя Александра Бековича-Черкасского, походов сподвижника царя Петра I - Ивана Бухгольца (1671-1741) и других исследователей.
Согласно историческим данным, первым поисково-разведочные работы в 1892 году на месторождении Искине начал соль-илецкий адвокат Юрий Лебедев, позже уступивший право проведения работ отставному штабс-капитану Леману. В 1893 году интенсивное разведочное бурение развернулось в районах Доссора, Каратона, Маката и Карашунгула на территории, равной по площади 24.000 квадратным вёрстам.
Стараниями братьев Леман, некогда входивших в состав известной экспедиции Г.Е. Грум-Гржимайло, а также ещё одного её участника, барона Донельмайера была создана первая на Эмбе нефтепромысловая кантора – «Леман и К°» (1898-1909 гг.). Благодаря особым заслугам Грум-Гржимайло как ученого, компания получает от имени царя в вечное пользование степь и недра Эмбинского района.
«Леман и К°» просуществовала немногим более десяти лет, но именно с именем этой компании связано начало истории нефтедобычи в Казахстане. В середине ноября 1899 года состоялось поистине грандиозное событие, ставшее знаковым и для современного Казахстана – на месторождении Карашунгул взметнулся первый нефтяной фонтан.
Нефтедобытчики «Леман и К°» стремились закрепить первые успехи, увеличивая число разведанных месторождений. Без ученых-геологов осуществить грандиозные планы было немыслимо. В 1901 году Геологическим комитетом из Санкт-Петербурга на берега Эмбы командирована экспедиция, возглавил которую выдающийся ученый, член-корреспондент Академии наук, член Петербургского минералогического общества Сергей Николаевич Никитин (1851-1909).
В архивных документах содержится информация о пробуренных в 1899 г. на Карашунгуле 17 скважинах. Озеро Карашунгул описывается как (цитата) «несомненное карствое/провальное/ явление, возникшее тем не менее на юго-восточном крыле по крайней мере двух складок, сложенных из свиты чередующих слоев гипса и песчанистых глин серого цвета с углистыми включениями, иногда битимунозных».
Нефть Карашунгула «….очень легкая …, удельный вес свеже добытой нефти через 2-3 дня составляет 0,849, прозрачная и обильная газами».
Здесь же идет речь о 20 скважинах на структуре Каратон, пробуренных в 1900 году, и нескольких скважинах, пробуренных в 1908 году. Каратон характеризуется как «куполообразное залегание нефтеносной толщи».
Фактически с этого времени начинается основанный на научном подходе геологоразведочный процесс и оценка качества добываемого сырья. Экспедиция пробурила десятки скважин в перспективных местностях - прежде всего в Доссоре и Карашунгуле.
В 1908 году на месторождении Искине нефтепромышленник Стахеев на скважине №5 с глубины 228 метров получил фонтан легкой нефти с суточным дебитом около 8 тонн.
Однако мировое внимание нефтеносные районы привлекли после того, как в апреле 1911 года в Доссоре было открыто крупное месторождение нефти, качество которой по своему химическому составу превосходило ту, что добывалась в Баку.
К этому времени всю нефтедобычу в регионе осуществляли западноевропейские компании. Владельцы «Леман и К°», позже преобразовавшие её в «Эмба-Каспийское товарищество», из-за недостатка средств вынуждены были обратиться к правительству с предложением о продаже предприятия или о создании на его базе смешанного общества с участием крупного иностранного капитала.
Локомотивом, взявшимся в 1910-1914 годах вытягивать нефтяную отрасль Казахстана, стали англичане, охотно шедшие на создание акционерных нефтяных компаний. За короткий срок к нефтедобыче в регионе приступили «Западно-Уральское нефтяное общество», «Центрально-Урало-Каспийское общество», «Северо-Каспийская нефтяная кампания» и некоторые другие, в которых помимо британцев владельцами акций были инвесторы из Германии, Франции и Швейцарии.
10 апреля 1912 года государственным актом создается акционерное общество нефтяной промышленности и торговли «Эмба», учредителями которого становятся полный статский советник Э.Л.Нобель, статский советник Т.В.Белозерский и потомственный почетный гражданин И.Н.Стахеев.
12 мая того же года в Санкт-Петербурге проходит первое общее собрание акционеров, на котором создается управление общества. С этого дня акционерное общество нефти и торговли официально начинает работать. В этот период Лондонская биржа выпускает акции, призванные стимулировать нефтедобычу на казахстанских промыслах.
Через несколько лет после открытия нефтяного месторождения Доссор (1911 г.), в 1915 году первую нефть даёт месторождение Макат, обнаруженное компанией «Нобель». Последнее событие привело к тому, что на рубеже 1914-1915 годов добыча нефти на этих двух месторождениях впервые переваливает за 200.000 тонн.
Нефтяные промыслы после гражданской войны
Революция и последовавшая за ней гражданская война затормозили развитие эмбинских нефтяных промыслов. Осознавая важность нефти для экономики нового государства, армия вела ожесточенные бои за взятие устья Урала и Эмбы. Восстанавливать добычу на нефтяных промыслах, которые были разрушены и частично сожжены, приходилось в тяжелейших условиях дефицита продовольствия, пресной воды и квалифицированных специалистов. На промыслах буйствовала эпидемия, ввиду чего отмечалась сильная текучесть среди рабочего персонала.
Первому руководителю Эмбы, Председателю управления нефтяными промыслами Урало-Эмбинского района, Рувиму Фридману в эти годы пришлось решать целый комплекс трудных задач – восстанавливать промыслы, строить инфраструктуру, обеспечить производство транспортом и фуражом для лошадей, решать вопросы быта нефтяников. Из отчетного письма Фридману руководству в августе 1920 года (стилистика и орфография сохранены):
«…Армия вошла в город с ненормальным государственным взглядом, все здесь рассматривалось как военная добыча и разбиралось по ниточкам. Нефтепредприятия представляли из себя самое богатое учреждение и из запасов их брали все….. таким образом оказались опустошенными гараж, амбары, склады, мастерские и прочее. С моим приездом эти действия приостановлены, даже кое-что привлечено к работе, но получить обратно взятое уже было невозможно: автомобили, грузовики ушли частью в Уральск, частью отправлены неведомо куда, пишущие машины увезены, материя, предметы продовольствия и прочее – все это распределено и увезено. Но то, что взято и разрушено в деле со взятием города, даже не заслуживает внимания в сравнении с тем, как разрушили промысла белые: с промыслов увезено много орудий производства, забраны отдельные части машин, уничтожено много чрезвычайно нужного материала.
Город Гурьев не имеет никаких собственных источников питания, буквально все виды продовольствия сюда привозились и должны привозиться извне, причем доставка сюда продуктов должны быть рассчитана на создание зимних запасов, так как с начала октября до начала навигации город отрезан от внешнего мира в смысле подвоза….
…Работа на Эмбинских нефтяных промыслах может протекать нормально только при двух условиях: наличии хорошо оборудованного транспорта и продовольственных запасов…Промысел Доссор находится в 120-ти верстах от Гурьева. К Доссору грузы подаются по грунтовому пути на грузовиках, лошадях и верблюдах, вода заготовляется частью скоплением снега в ледниках, частью опреснением принятой с моря по нефтепроводу морской воды и частью подвозом из колодцев, находящихся в верстах 30-ти от промысла….
…К моему приезду у Управления не было ни одного грузовика, ни одного легкового автомобиля, за отсутствием фуража, скот был угнан далеко в степь, его и так в городе держать нельзя из-за слепней и комаров. Почти все автомобильное имущество бывших нефтефирм оказалось расхищенным, в городе в наличии оказался только один военный грузоавтоотряд, который с середины мая по моему приказу стал обслуживать промысла… В настоящее время максимальная месячная перевозочная способность грузоавтоотряда равняется 1.000 пудов, а содержание отряда обходится управлению почти в 200.000 рублей в месяц. Вследствие этого промысловые продовольственные запасы уже съедены, и от времени до времени рабочим приходится голодать за невозможностью подвозить достаточно хлеба.
…В течение всего лета рабочим, кроме хлеба, ничего не выдается, и то до моего приезда им выдавалось 18 фунтов в месяц…С моим приездом я приказом установил для них красноармейский паек, однако, за отсутствием хлеба в городе приходилось выдавать только 25 фунтов…Плохое питание, отсутствие зелени, сахару и жиров сказывается очень тяжело на здоровье рабочих, свирепствует цинга, малокровие, общее недомогание, на этой почве масса пропущенных дней, то и дело контрольная комиссия врачей кого-нибудь освобождает от работы или переводит в другие климатические условия…
…Посетил Новобогатинск - нашел промысел в разрушенном состоянии, утащено все что возможно: машины из буровых, части от оставленных машин, инструменты из мастерских – словом, все приведено в негодность. А между тем этот промысел заслуживает внимания, необходимо на нем развивать пробные работы…
…Кроме продуктов питания необходимо прислать не меньше 1500 пар сапог, немного детской обуви, женское одеяние и обувь, профодежду, нитки и т.д.
…За отсутствием некоторых специальностей нет возможности отремонтировать квартиры на промыслах, нет стекла для окон, нет плит, нет чугунных коробок для нефтяного отопления, нет кирпича, нет бочек для воды, нет и материала для производства этих бочек. Нет буровых партий, нет ни одного токаря по металлу – словом, нечем взяться за дело….
Не было вопроса, который бы не требовал внимания первого руководителя Р.Фридмана.
«Прошу Вашего ходатайства, товарищ Фридман, о переводе Доссорской Советской больницы в ведение нефтяного управления, прилагаю список сметы. С открытием нормальных работ на промыслах и притоком новых рабочих сил желательно увеличить штат врачей, добавить зубного врача и одного эпидемического фельдшера», - обращается в письме в августе 1920 г. заведующий Доссорской Советской больницы, врач Забродин.
В условиях, когда на промыслах ощущался дефицит рабочих рук, к работе привлекаются малолетние подростки, которым не дозволялось работать более 4-х часов, а отработанные часы засчитывались как полный рабочий день.
Нефтяная Эмба наращивает добычу
Несмотря на трудности этих лет, 18.07.1919 г. Президиумом НТС по Нефтяной промышленности утверждается проект нефтепровода Макат-Доссор.
В 1920 году для промышленного освоения нефтяных месторождений создается управление нефтяными промыслами Урало-Эмбинского района. На этот же год намечается программа эксплуатационного бурения, в рамках которой планируется бурение 4 меридиальных скважин на месторождении Доссор.
Добыча нефти на Доссоре в 1020 году с января по сентябрь возрастает в 6 раз: с 59,987 до 327,628 пудов. Если в первые месяцы 1920 г. весь объем добычи нефти обеспечивался фонтанным притоком, к сентябрю большая часть добывается с помощью компрессоров и глубоких насосов.
В 1922 году для освоения месторождений Доссор и Макат создается трест «Эмбанефть». Производственная программа по промыслам Треста «Эмбанефть» на 1927-1928 гг. предусматривала валовую добычу промысла Доссор в 199.599 тонн, Маката – 77.870 тонн, по всему району, включая добычу 1.800 тонн газа – 279.269 тонн. В рамках глубокого разведочного бурения планировалось пробурить 40 скважин из которых 21 – на новых площадях и 19 – на эксплуатационных.
Из тезисов к докладу по тресту «Эмбанефть» на промышленном совещании по вопросам развертывания крупной промышленности в Казахстане.
..Урало-Эмбинский нефтеносный район представляет громадную площадь, размером около 70 тысяч кв. верст, которая благодаря многочисленным выходам нефти является, по отзывам геологов, районом с огромными нефтяными запасами. Урало-Эмбинский район может стать равноценным нашим нефтяным районам.
…Эмбинская нефть отличается от нефтей особыми маслянистыми качествами. Профессор Гурвич в свое время отметил эти особые свойства нефтей в их масляных фракциях: низкий удельный вес и высокую вспышку при одинкаковой вязкости. Свойства, приближающие эмбинские продукты к пенсильванской.
…Оба промысла (Макат и Доссор) экономически и коммерчески себя оправдывают. Результаты деятельности за истекший период, получение прибылей и темп эксплуатационных и разведочных работ, взятый трестом, гарантирует развитие Урало-Эмбинского района средства Треста без государственной дотации при условии оставления прибылей и необложения попудной платы.
…Необходимость усиленной разведки района в настоящее время вызывается не только соображениями общего характера о желательности увеличения государственного резервного нефтяного фонда и необходимостью увеличения добычи нефти, но диктуется и тем обстоятельством, что эксплуатационный фонд «Эмбанефти» чрезвычайно ограничен / запасы нефти Доссора и Маката составляют около 120 млн. пуд. и обеспечивают рентабельную работу существующих промыслов в течение не более 4-х лет.
…Этот срок должен быть использован для открытия новых месторождений и пуска их в эксплуатацию до истощения Доссора, ибо в противном случае мы потеряем базу для разведок как техническую, так главную и экономическую, что сопряжено с большими убытками.
…Развитию разведочных работ в Урало-Эмбинском районе должно быть придано первейшее важности значение, и Тресту Эмбанефть должна быть представлена возможность внеочередного приобретения заграницей всего необходимого технического оборудования для достижения наибольшей производительности при наименьшей себестоимости…
Именно отсутствие оборудования иногда приводило к задержке работ по бурению. Из документов тех лет:
…Запаздывание в получении заграничного оборудования не позволило в текущем году развернуть работы по глубокому разведочному бурению в более широком масштабе, но в настоящее время, когда значительная часть оборудования, заказанного за границей, будет на промыслах в начале 1927-28 гг., работы по глубокому разведочному бурению будут развернуты в очень широком формате.
Во второй половине 20-х годов на Эмбе начали применять роторное вращательное бурение, что способствовало развитию буровых работ, а также росту глубины скважин, темпа вскрытия и разведки нефтяных залежей. В результате этого средняя глубина скважин возросла с 196,7 м в 1929 г. до 637,7 м в 1932 г.
Нефтяники Эмбы первыми в СССР и Европе освоили на Доссоре и Макате сверхглубокое бурение того времени - до 2500-2800 м. К концу 1940 г. промыслы Урало-Эмбинского района давали 750 тысяч тонн нефти.
Становление отечественных кадров
Если на первых промыслах казахи выступали чернорабочими, сторожевыми и доставщиками грузов, уже в 20-30 годы в рамках реализации Программы корренизации трудового персонала картина начала меняться.
В 1928-1929 гг. из 371 служащих Урало-Эмбинского управления численность казахов составляла 112 человек, или 30,1%, из рабочих 2277 – 1041 казахов, или 45,8%.
Согласно перспективному пятилетнему плану подготовки квалифицированной рабочей силы в Урало-Эмбинском районе на 1928-1933 годы к концу планового периода доля казахских квалифицированных кадров при условии выделения денежных средств на подготовку должна была составить 75-80%. Из докладной записки от управляющего нефтяными промыслами Р. Новосильцева, заместителя С. Шарипова и управляющего делами М. Меликова (стилистика и орфография сохранена):
…Добыча нефти на 28/29 г. увеличена на 93.000 тонн против 27/28 гг., когда все 2.169 человек добывают совместно в год 295.000 тонн, или 135 тонн каждый рабочий в год, или 11,3 тонны в месяц. Этого рода производительность мы имеем при недостаточно еще полной загрузке рабочих и медленно идущих на убыль прогулах.
…горное дело для промыслов является основным, работа здесь десятилетиями без перерывов, а поэтому казах, поступивший, скажем, на работы по бурению или добыче нефти, имеет возможность работать здесь настолько долго, что в процессе работы такой казах квалифицируется. К тому же и определиться впервые на работу казаху-степняку легче в бурении или на добычу нефти. Из большого количества побывавших на этих отраслях работ рабочих большое количество их остаётся в этом деле и охотно поступает на работу. Кроме того, поскольку бурение и эксплуатация скважин в одинаковой мере требует учебы как от казаха, то и от не казаха, если они впервые определяются на работу, то разумеется, что предпочтительнее привлекать на такие работы казахов из местного населения.
Уже к 1940 годам соотношение работников на промыслах меняется в пользу представителей коренной национальности. Растет и их профессионализм. Согласно сводной таблице количества стахановцев по Казахстаннефтекомбинату, из 182 стахановцев управления Доссор – 152 (83,5%) работника казахской национальности, по Макату – 242 казаха-стахановца (91% от всего числа стахановцев), Искине – 108, или 97%, Косчагылу – 127, или 88%, Байчунасу – 213, или 97%.
Продолжение следует….
Лаура Сулейменова,
Руководитель службы по связям
с общественностью АО «Эмбамунайгаз»