Первые нефтеперегонные заводы на Эмбе и почему задерживалась зарплата нефтяникам
Мы продолжаем публиковать летопись становления нефтяной Эмбы, в основу которой легли архивные документы 20-х годов прошлого века. В сегодняшнем очерке о налаженных товариществом Нобель системах транспортировки и переработки эмбинской нефти в дореволюционный период и трудных годах восстановления данной инфраструктуры после Гражданской войны.
Национализированная Эмба приступает к разведочным работам
Стабильная добыча нефти в Урало-Эмбинском районе возобновилась к 1923 году. Согласно программе добычи нефти по промыслу Доссор на 1923-24 гг. планировалось добыть 8.108.323 пудов нефти. Из общего количества добытой нефти за 6 месяцев года, 34,8% - получено компрессорами из 8 скважин, из которых 2 - эксплуатировались исключительно для откачки воды. Глубокими насосами эксплуатировались 53-55 скважин, которые дали 60,4 % общей добычи. Остальная нефть в объеме 4,8% получена при пробном тартании, которое производилось в новых скважинах до их перехода в постоянную эксплуатацию компрессорами или глубокими насосами. Часть объема была выброшена фонтанами и собрана из ловушек и шахт.
В связи с улучшением финансового положения операционный год - 1923-24 гг. стал первым со времени национализации района, когда было принято решение вновь приступить к дальнейшему систематическому бурению на промысле Доссор и развитию разведочных работ в районе.
Начать реализацию намеченной буровой программы удалось благодаря улучшению транспортного и материального снабжения промыслов. И хотя за 1 полугодие было пробурено 45,2% от планового объема скважин по Доссору и 32,1% по Тас-Кудуку, это объяснялось затруднениями, больше связанными с климатическими условиями.
Как восстанавливалась транспортировка нефти из Эмбы?
Одной из проблем послереволюционной Эмбы был значительный перерасход нефти из-за утечек из двух нефтепроводов, построенных нефтепромышленными обществами до октябрьской революции: с промысла Доссор в Ракушу (65 км) и морского нефтепровода, от нефтеперегонных заводов до 2 морских барж (16 км). С окончанием навигации в 1923 г. начались ремонтные работы на трубопроводе Доссор-Ракуша с заменой значительного количества старых труб новыми. Работы продолжились с 16 ноября по 28 марта 1923 г. В этот период было развернуто 2.700 труб, поставлено 830 штук новых труб, снято - 101 штук флянцев низкого давления и установлено 40 штук высокого давления, поставлено 3.250 стоек и 1.625 перекладов.
Был произведён ремонт и морского нефтепровода – установлены 7930 стоек и 465 перекладов в морской части обоих нефтепроводов. В первом квартале операционного года перекачка нефти из Доссора по нефтепроводу производилась только в октябре и ноябре и возобновилась только 15 марта 1924 г. для передачи за зиму запасов нефти в Ракушу для предстоящего вывоза с открытием навигации. Всего за этот период по двум нефтепроводам было перекачено 3.848.465 пудов, объем утечки составил - 100.140 пудов или 2,6 % от количества нефти.
Всего в течении всей навигации 1924 года из Доссора на станцию Ракуша было перекачано 5,8 млн. пудов, или 95 тыс. тонн, из Ракуши на морские суда – 4,7 млн. пудов, или 77,8 тыс. тонн. По состоянию на тот же год перекачивающая станция Ракуша имела достаточно хорошо оборудованные нефтехранилища, общей емкостью резервуаров до 10 тыс. пудов или 164 тыс. тонн нефти, соответствующие машины и техническое оборудование для приема и перекачки всей добываемой нефти на промысле Доссор.
В 1926 г. появился речной порт в Гурьеве, с 1927 г. начались регулярные речные перевозки по Уралу на участке Гурьев-Уральск. Район деятельности пароходства: Гурьев-Оренбург (1741 км), Астрахань-Гурьев (528 км) и Гурьев – Жилая Коса – Прорва (240 км).
Что производили первые нефтеперегонные заводы на Эмбе?
Еще до революции товариществом «Бр. Нобель» для переработки эмбинской нефти в Ракушенской пристани были построены 2 нефтеперегонных завода - Константиновский и Варинский, позже имени 23 казненных коммунаров, называемые в народе «керосинками».
Реализация нефти и горюче-смазочных материалов приносила обществам немалую прибыль с учетом постоянного повышения цены на них, особенно в годы Первой Мировой войны. Если в 1904 г. сырая нефть стоила 15 копеек за пуд, керосин стоил – 21 копеек за пуд, то к 1913 г. цена на нефть составила 42,5 копеек и 53,2 копеек за пуд керосина. Несмотря на изданное государством первое «Обязательное постановление», устанавливавшее высшую предельную цену для сырой нефти в местах добычи в размере 45 копеек за пуд, к маю 1915 г, спустя 8 месяцев после начала войны, цена керосина достигла 144 копеек за пуд. Чистая прибыль «Бр. Нобель» возрастает с 18,2 млн. руб. в 1913 г. до 21,4 млн. руб. в 2015 г. С началом Первой мировой войны прибыли товарищества превратились в сверхприбыли, т.к. Россия оказалась отрезанной от английского угля, и правительство постоянно требовало увеличения поставок нефти. Цена каждой акции в 1916 г. выросла до 1025 руб., т.е. стала в два раза больше, чем в 1914 г. Основной капитал “Бр. Нобель” увеличился с 20 млн руб. в 1913 г. до 45 млн руб. в 1916 г. После того как в 1916 г. Эмануэль Нобель приобрёл контрольный пакет акций “Русской генеральной нефтяной корпорации” (РГНК), товарищество распоряжалось половиной российской нефтяной промышленности, а также контролировало или имело долю во многих нефтяных и транспортных компаниях.
О монопольном положении «Бр. Нобель» на рынке перегонки, переработки и транспортировки эмбинской нефти говорит тот факт, АО «Эмба» всю добытую нефть передавало на перегонку товариществу «Бр. Нобель», которое в свою очередь выкупало весь объем нефтяных продуктов, произведенный из этой нефти на своих заводах, за исключением необходимого для собственного потребления общества. При этом было оговорено, что «…в случае организации фирмой «Бр. Нобель» собственной торговли нефтью в п. Ракуша Общество обязуется торговли таковою не производить». С Каспия керосин и мазут нефтеналивными баржами доставлялись в город по Волге и Каме, а оттуда по Уральской горнозаводской железной дороге – в Западную Сибирь.
Работа заводов была остановлена в годы революции и Гражданской войны, но уже в первый стабильный операционный год - 1923-1924 гг., заводы перевыполнили план. Несмотря на то, что в первом полугодии на Константиновском заводе не работали 4 паровых котла, после их замены через перегонные аппараты завода было пропущено 1.185.680 пудов эмбинской нефти, что почти в 2,5 раза больше плановых 485.000 пудов. Линейка производимой продукции на заводах, помимо перегонки сырой нефти, включала очищенный и дистиллированный керосин и газолин.
В течении 2-го квартала оба завода перегнали 1.637.565 пудов эмбинской нефти вместо плановых 1.014.125 пудов, что составляет 161,4 %. Обоими заводами также было перегнано 1.017.985 пудов мазута и дистиллятов для получения масляных дистиллятов. Общие потери при производстве составили - 22.773 пудов или 0,9% от взятого в перегонку количества нефти.
Эмба наращивает трудовые ресурсы
Если на 1.10.1923 г. на эмбинских промыслах трудились 2.514 нефтяников и работников подсобных предприятий (675 квалифицированных и 1.437 неквалифицированных), то к 1.04.1924 г. численность занятых возросла до 2.884 человек (771 квалифицированных и 1.680 неквалифицированных). Число работников росло по мере развития буровых работ в Доссоре и Тас-Кудуке и связанных с ними работ по подготовке вышек и их оборудования, строительных и ремонтных работах, необходимых для подготовки жилых помещений на промыслах и восстановления механического оборудования, связанного с эксплуатацией промыслов, перекачкой и вывозом нефти.
Численность работников на тот момент была распределена следующим образом:
- На промысле «Доссор» - 353 человека, которые обслуживали эксплуатационные и вспомогательные объекты промысла – мастерские, хозяйственную, продовольственную и материальную часть, службы медицинской помощи, образования и культуры.
- На законсервированных промыслах находилось 44 человека, в Макате – 43 и 1 - в Новобогатинске. Большую часть составляли неквалифицированные кадры.
- Один из важнейших объектов для транспортировки эмбинской нефти - пристань Ракушу с хранилищами, приспособлениями для перекачки нефти и жилые поселки обслуживали 313 человек.
- В Правлении «Эмбанефть» в г. Гурьеве, в подсобных и хозяйственных предприятиях треста, на водном и сухопутном транспортах были заняты 1274 человек, из которых 295 квалифицированных, остальные - неквалифицированные. Еще 3 работника Эмбы находились на Жилой Косе.
Гурьев на тот момент являлся морской пристанью и базой, куда прибывали все грузы технического и продовольственного снабжения и оборудования. Здесь базировались главные распределительные склады промышленных материалов и продовольствия, базы гужевого и автомобильного транспорта, механические и строительные мастерские, мельница для хлеба, молочная ферма, шорная парусная и кожевенные мастерские и база водного сухогрузного флота.
На средства «Эмбанефти» в Гурьеве в это время содержатся школы и больницы, обслуживающие потребности трудового населения нефтяных промыслов.
Как оплачивался труд эмбинцев
Оплата рабочей силой в промысловом районе регулировалась Коллективным договором, заключенным сроком с 1.10.1923 по 1.05.2024 г. при ставке 1 разряда - 9 товарных рублей по индексам города Москвы с различными коэффициентами.
Однако, в этот период возникли трудности с оплатой труда эмбинских нефтяников ввиду дефицита денежных знаков в Гурьевских органах Наркомфина. На этот период пришлась денежная реформа с обменом старых обесцененных рублей «совзнаков» путём деноминации на новые и внедрением обеспеченного золотом червонца. Однако, из-за дефицита мелких номинаций для размена крупных червонцев и обесценивания совзнаков, эмбинские нефтяники несли потери в заработной плате. В связи с чем, в дополнении к существующему Коллективному договору, «Эмбанефть» заключила добавочное соглашение с работниками о переводе причитающейся зарплаты с совзнаков в червонные рубли по курсу на 18-е число месяца за первую половину и 3-е число следующего месяца за вторую половину месяца, а с 16-го января 1924 г. ставка была переведена окончательно в червонных рублях с базовой ставкой 9 червонных рублей для первого разряда при прежней сетке.
Московским Управлением «Эмбанефти» в течении второго квартала принимались меры для устранения разменного кризиса в Гурьеве - направлялись мелкие разменные знаки, при посредстве Наркомфина выписывались соответствующие предписания Кирнаркомфину о снабжении через Уральск Гурьевских учреждений нужным количеством мелких денежных знаков, что в результате привело к урегулированию ситуации.