Первый коллективный договор, верблюды на промыслах, мечты о железной дороге и себестоимость эмбинской нефти
В новом очерке о первых годах становления треста «Эмбанефть» - преемника нашей компании.
Как эмбинцы дома нефтью отапливали
Коллективный договор был заключен между Урало-Эмбинским Районным комитетом Всероссийского Союза Горнорабочих, именуемым в обиходе «РАЙКОМ» и Правлением Треста Эмбенской Нефтяной Промышленности «Эмбанефть» сроком с 1 октября 1923 года до 1 мая 1924 года. Договор определял размер заработной платы и условий труда рабочих и служащих на предприятиях нефтяной Эмбы, а также правила регулирования и разрешения всяких споров и конфликтов, которые могли возникнуть в период действия коллективного договора. Для разрешения потенциальных споров и конфликтов между работниками и администраций на предприятиях «Эмбанефти» были учреждены Местные Расценочно-Конфликтные Комиссии (М.Р.К.К.).
Коллективный договор распространялся «…..на всех рабочих и служащих, как работающих, так и вновь поступающих на существующие и вновь открываемые и могущие быть открытыми нефтяные промысла, нефтеперегонные заводы, и подсобные к ним предприятия, склады, конторы, учебные и лечебно-санитарные заведения и постоянные рабочие и служащие Мелиоративно-Агрономических организаций и т.п. Урало-Эмбенского Нефтяного Района».
Согласно коллективного договора, «Эмбанефть» обязалась обеспечить жильем рабочих и служащих, а также членов их семей, живущих на промыслах и нефтеперегонных заводах с бесплатным освещением, отоплением и водоснабжением. В случае, если «Эмбанефть» не имела возможности предоставить жилье на промыслах и нефтеперекачивающей станции, предприятие выплачивало работникам компенсацию в размере 5% с их тарифной ставки, плюс бесплатно нефть на отопление и керосин на освещение по следующим нормам: ноябрь-март – 20 пудов нефти и 15 фунтов керосина, остальное время – 10 пудов нефти и 5 фунтов керосина.
Приглашенным специалистам из других городов и командированным с промыслов в г. Гурьев «Эмбанефть» предоставляла жилье в города на период не более 7 дней, после чего работники должны были найти другое жилье.
Подростки на нефтепромыслах и социальная ответственность «Эмбанефти»
В связи с текучестью кадров, на промыслах «Эмбанефти» применялся труд подростков, чему было также уделено место в коллективном договоре 1923 года. Их допустимое количество определялось в 6% от общего числа местных взрослых постоянных работников. Согласно кол.договора, за укороченный рабочий день подростки получали полную тарифную ставку. Для подростков и малолетних, отработавших не менее 5 с половиной месяцев продолжительность трудового отпуска устанавливалась в один месяц раз в году. Отпуск предоставлялся в период между 15 мая и 15 октября. Накопление дней отпуска и замена их денежной компенсацией не допускалась.
Начальной ставкой для учеников, работающих под руководством квалифицированных рабочих или в школах фабзавуча от 1 до 6 месяцев, была ставка 1 разряда. В зависимости от успешности обучения по истечении 6 месяцев ученику мог быть присвоен 2 разряд, а спустя еще 18 месяцев – 3 разряд. Подростки и ученики получали ставку соответственно выполняемой работе, их не допускалось направлять в командировки за пределами промыслово-заводского района, а также нельзя было привлекать к сверхурочным работам. Обязательная дневная норма выработки для подростков была ниже нормы взрослых соответственно укороченному рабочему дню.
По кол. договору «Эмбанефть» несла все расходы по содержанию школ фабрично-заводского ученичества и подготовке квалифицированных рабочих. В эти расходы входили оборудование классов и учебных мастерских, снабжение инвентарем и инструментами, материалами и учебными пособиями, содержание педагогического, технического персонала и учащихся.
Более того, «Эмбанефть» ежемесячно отчисляла средства на культурно-просветительные мероприятия, к ним относились содержание школы по ликвидации неграмотности, клубы, библиотеки и прочие объекты, обслуживающие работников и их семьи, а также компенсацию посещающим школы по ликвидации неграмотности.
Зачем эмбинцам была нужна железная дорога?
С начала разработки эмбинских месторождений в конце 19 века, транспортировка нефти и снабжение промыслов производилось на так называемом гужевом транспорте – верблюдах, лошадях и быках. После строительства нефтепромышленными обществами нефтепровода от Доссора до Ракуши нефть транспортировалась по нему, однако гужевой транспорт продолжал использоваться на Эмбе для перевозки различных грузов из Гурьева на нефтепромыслы и в 20-30 х годов прошлого века, наряду с небольшим количеством автомобильного транспорта. Так на 1.10.1923 г. в собственности «Эмбанефти» имелось 736 единиц скота – 239 лошадей, 295 верблюдов и 202 быков. Причем, помимо этого количества, трест задействовал иногда дополнительно частный гужевой транспорт, особенно по маршруту Гурьев – Доссор, осложненного бездорожьем, дальним расстоянием и отсутствием пресной воды. В 1923-24 гг. частным транспортом была перевезена почти треть грузов по этому маршруту.
После оптимизации, проведенной в тресте, к июлю 1924 года, количество скота было сокращено до 430 голов. Целиком избавляться от гужевого транспорта трест воздерживался, чтобы не попасть в зависимость от частников.
Перевозка грузов автотранспортом обходилась дороже гужевых перевозок и составляла 92,1 коп. за пуд на участке Гурьев – Доссор, пробег легковых автомобилей обходился в 48 коп. с версты.
Тогдашнее руководство Эмбы уже в те годы поднимали проблему транспортного обеспечения грузами развивающихся промыслов в 10-летней перспективе. По их донесениям в Москву, в себестоимости нефти в 1923-24 гг. в 33,8 коп. за пуд, затраты на транспорт составляли 5, 4 коп. Коренным образом решить проблему могло бы строительство железной дороги из Гурьева до Доссора, а позже и до Маката, которая «….удовлетворит в полной мере всем запросам на перевозку грузов и пассажиров с широкими перспективами любого расширения дела, выдвинет базу снабжения почти на сто вёрст вперед на северо-восток по линии, которая является как бы осью распространения нефтяных полей, урегулирует рабочий вопрос, и даст служащим и рабочим уверенность в их обеспеченном существовании, привяжет их теснее к промыслам побудит их поднять производительность труда. Та же железная дорога будет снабжать промысла равномерно и непрерывно в заранее заданном количестве пресной и мягкой водой из Урала, доставляя ее в цистернах и баках».
Водный транспорт «Эмбанефти»
Для обеспечения транспортировки грузов с «большой» земли из Астрахани до Гурьева и их перевозок от Ракушинской пристани и городом, «Эмбанефть» применяла водный транспорт. После оптимизации 1923-24 г. часть судов была поставлена на прикол, из больших буксирных судов был оставлен пароход «Инженер» для сообщения с Астраханью, теплоход «Инженер Богуш» для снабжения Гурьева и Ракуши, теплоход Як. Федотов для перемещения вверх по Уралу. Ввиду мелкого фарватера р. Урал для переброски грузов из Ракуши до Гурьева приходилось иметь значительное число мелких судов.
Всего в 1923-24 гг. «Эмбанефть» имела 5 пароходов и теплоходов, из которых 3 были на ходу. Столько же моторных лодок и парусных. Плюс 4 баржи и 13 плашкоутов (6 на ходу).
Себестоимость эмбинской нефти в 1923-24 гг.
Если в 1922-23 гг. себестоимость пуда нефти на Эмбе составляла 36,741 коп., то в следующем операционном 1923-24 гг. она была снижена до 33,864 коп. Снижение было достигнуто за счет уменьшения прямых и накладных расходов на 1 пуд добытой нефти. Свою роль сыграло и снижение добычи нефти в 1923-24 гг. до 7.664.542 пудов, против 8.108.996 в предыдущем году. На снижение себестоимости существенным образом повлияла проведенная в 4 квартале операционного года реорганизация промыслового управления и достигнутая в результате оптимизация затрат.
Из отчета тогдашнего начальника «Эмбанефти» Коробовникова следует, что реорганизация была вызвана сложной экономической ситуацией в связи с организационными недостатками в управлении трестом:
- Добыча падала, расходы возрастали, себестоимость нефти повысилась и была явно убыточной для треста. Финансовое положение было крайне напряжённым. Были месяцы, когда у треста не хватало денег для расплаты с рабочими. ….на каждом шагу чувствовалась организационная неувязка. Отдельные предприятия и управление треста были оторваны друг от друга и жили как бы самостоятельной жизнью. Отчетность сильно хромала…».
В результате реорганизации управление трестом было перенесено из Гурьева в Москву, а управление промыслом перенесено из Гурьева в Доссор. Одной из причин являлось отсутствие сообщения между Гурьевом и Доссором большую часть года при том, что полномочия руководящего состава на промысле были ограничены и все значимые решения им приходилось согласовывать с руководством в Гурьеве. В рамках оптимизации были прекращены строительные работы в Гурьеве, сокращены административные и другие нецелесообразные затраты, в результате чего финансовые затруднения, испытываемые трестом, были устранены к концу операционного года, а месячная добыча на 1 эмбинского нефтяника к концу 1 квартала 1924-25 гг. составила 494 пуда, опередив аналогичный показатель 1915 г. Средний заработок нефтяника составил немногим более 49 рублей в месяц, что также превышало довоенный уровень.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА