сайт статистики

«Эмбанефть» успешно решает главные проблемы и наращивает технический потенциал

Главная проблема Эмбы

Одной из самых больших проблем Эмбанефти в 20-30 гг. являлось водоснабжение нефтяных промыслов. Ближайшее расстояние от Доссора до реки Урал составляло 85 верст (1 верста - 1,0668 км). Гурьев и Доссор разделяли 100 верст, а Доссор и Ракушу – 70 верст. Ближайшие водяные колодцы находились на расстоянии 40 верст от Доссора. Эти колодцы небольшой глубины служили недолго, поскольку при продолжительной эксплуатации давали соленую воду и не могли расцениваться как источники водоснабжения. Альтернативными природными источниками воды были атмосферные осадки, которые собирали в сооруженные водоемы из заградительных плотин, а зимой в оборудованные ледники. Качество воды конечно было сомнительным, но все же лучше, чем в колодцах.

При таком способе водоснабжения промыслы находились в прямой зависимости от природных осадков. Лето 1924 г. выдалось жарким и засушливым, все искусственные водоемы иссякли и населению промыслов – нефтяникам и членам их семей пришлось пить соленую колодезную воду, еще и выдаваемую ограниченно, по 1 ведру в день на каждого члена семьи.

Все лето 1924, вплоть до заморозков 1925 г. вода доставлялась на промыслы 4 грузовиками цистернами по 150 ведер, 2 рейса в день и обозом верблюдов в 75 бочек по 30 ведер, один рейс в 2 дня. Причем, водоснабжение нарушалось при малейшей порче дороги, в результате чего промысла оказывались в критическом положении, под угрозой остановки нефтедобычи. Из-за некачественного водоснабжения на промыслах свирепствовали желудочно-кишечные болезни, особенно в летнюю жару, когда температура доходила до 50 градусов по Цельсию. Скот поили водой, вырабатываемой опреснителями. Ею же охлаждали двигатели. Для других технических нужд использовали воду из нефтепровода из Ракуши.

Дорога жизни для эмбинцев

Тогдашний руководитель «Эмбанефти» Владимир Коробовкин, форсировавший вопрос о строительстве узкоколейной дороги между Доссором и Гурьевым, убеждал Москву, что положительное решение этого вопроса решило бы радикально и проблему водоснабжения. В отчетном докладе руководству он аргументировал, что нерешенность таких больных вопросов, как транспортный и водоснабжение, ухудшают условия жизни на промыслах, удорожают производство и нарушают правильную работу промыслов.

- К постройке железной дороги, трест решил приступить немедленно, как только этот вопрос будет разрешен в положительном смысле ВСНХ и Госпланом. …каждый промысловый рабочий может дешево съездить в Гурьев и купить себе все необходимое. Железная дорога позволит привлекать более квалифицированную рабочую силу, которую теперь из-за трудных жизненных условий, заполучить довольно трудно, - отмечает Коробовкин.

Работы по строительству железной дороги начались в 1924 году. В 1925 году были проведены земляные работы на протяжении 63 км. Хотя строительство планировалось завершить к июлю 1926 г., окончание работ затянулось до конца этого года.

19 декабря было открыто временное движение по маршруту Гурьев-Доссор.

- Постройка железной дороги Гурьев-Доссор, проходящей по безводной пустыне, составляет эпоху в развитии нефтеносного района и является необходимой для дальнейшего продвижения вглубь пустыни, в целях расширения разведочных и эксплуатационных работ на новых площадях, - отмечено в отчетном докладе.

Расстояние между начальной и конечной станциями составляет 93 км, полная длина всех путей – 102,5 км. По маршруту предусмотрены 3 станции и Гурьев-Карабатан-Доссор и 3 разъезда. Подъёмная способность одного поезда составляла - 170 тонн, годовая пропускная способность – 50 000 тонн. Время хода поезда с остановками в один конец – 5-5,5 часов. Подвижной состав составлял 4 паровоза, 6 пассажирских автобуса, 24 товарных вагонов, 30 цистерн, 31 платформа. Для нужд железной дороги был выделен один автобус.

Чем добывалась эмбинская нефть в 20-е годы?

К 1927 году добыча нефти в Урало-Эмбенском районе производилась на промыслах Доссор и Макат. Если Доссор к тому времени давал среднюю добычу около 200 тысяч тонн в год, добыча на Макате росла быстрыми темпами. Нефть добывалась компрессорами, глубокими насосами, тартанием  и фонтанным способом.

В качестве двигателей использовались преимущественно нефтемоторы (29) и газомоторы (24), а также небольшое количество электромоторов (9).

Из всего запланированного на операционный 1927-28 г. объема нефти в 277 469 тн., львиную долю добычи нефти в районе или 140 872 тн., планировалось получить газомоторами, 58 119 тн. – нефтемоторами и 78 478 – электромоторами.

Уже тогда для нефтяной Эмбы был актуален вопрос с утилизацией попутного нефтяного газа, который на тот момент применялся в качестве топлива для 4-х газомоторов, остальной объем сжигался под паровыми котлами – опреснителями. На тот момент объемы попутного нефтяного газа были невысоки, однако «Эмбанефть» все же выписала из-за границы газовые счетчики и анализаторы для подсчета объемов с целью дальнейшего решения вопроса о применении газа, в том числе для отопления домов.

Бурение производилось на Доссоре при помощи станков «Рапид», в Макате – станками «Вирт» на передвижных тракторах «Ланц» и «Стар». Согласно подробнейшим образом составленных технических спецификаций, описания оборудования и ведомостей заказов, специалисты «Эмбанефти» закупали нефтепромысловое оборудование преимущественно из Германии, США и Чехословакии. Помимо буровых станков и тракторов, из Германии в Эмбу поставлялись клапаны, электромоторы, трансформаторы, грузовые автомобили и запасные части к ним, вращательные станки для бурения на глубину 500 саженей, эксентрики «Вессемер, станки комбинированные «Националь» для бурения на 200 саженей, трубы и многое другое. 

-  По нашей импортной заявке на 1925/26 гг., числится 12 станков «Колумбия» для разведочного бурения. Эти станки предназначены для картировочного механического бурения, в среднем, на глубину 100 метров, максимум – 150 метров. Ввиду увеличения картировки района, намечалось приобрести 12 штук таких станков. Мною, совместно с С.И. Кузнецовым обсуждался вопрос о возможности замены станков «Колумбия» станками «Дэвис Каликс», описанным в каталоге «Интерсоль Ранд К-о»…..Как известно, станки «Дэвид Каликс» из-за условий кредита заказать не удалось, потому я остановился в Англии на станках типа 600 Т и с согласия Правления, их было заказано 4 штуки.

В Германии завод «Вирт» строит коронковые станки, очень похожие на американские станки «Дэвид Каликс»…. Согласно отчетных данных прошлого года, в среднем на одну скважину затрачивается 4-3 дня: если применить Виртовские станки для рационализации, то полагаю, что одну скважину можно будет бурить в среднем не более одного дня при значительном меньшем числе рабочих.

Таким образом, по моему мнению, по вопросу о пригодности коронковых станков «Вирт» для Эмбенских промыслов – нужно ответить утвердительно, - обосновывал выбор буровых станков для Маката заведующий промысловым отделом «Эмбанефти» С.Я. Герш.

Согласно другого заказа за №2172/311 от 11.03.1927 г. в рамках техноимпорта Советским торговым представительством, для «Эмбанефти» у фирмы «Ганиель и Люег» были приобретены 2 буровые вышки для комбинированного бурения на глубину до 650 м. с поставкой из немецкого города Дюссельдорф до Астрахани в период июня-июля 1927 г. Общая стоимость заказа составляла $59 596,09.

- Я заказал 2 буровые установки для бурения на глубину до 650 метров, Предполагая, что эти установки пойдут для эксплуатационного бурения на III-горизонт Маката. В нашей программе разведки будущего года они для простоты окрещены названием «Эмба» и поставлены на глубокую разведку на Северном Макате… Я написал фирме, чтобы к моменту прибытия этого оборудования к нам на промысла они прислали бы бурового мастера-инструктора, который бы обучил персонал и показал бы методы бурения этим оборудованием. Надо сказать, что, просматривая буровые журналы и их работу в различных частях Германии, я усмотрел, что в мягких породах Рейнских провинций скорость проходки ударным способом в течении 24-х часов достигала 50-ти метров, а обыкновенная проходка была около 35-ти метров. Имея ввиду то обстоятельство, что наш персонал совершенно не знает вращательного бурения и уже привык в «Виртам» и к нашим «Рапидам», я выбрал быстро-ударную систему на канате, но комбинированную с вращательной. Таким образом, если первое время персонал не будет справляться с вращательным бурением, вы сможете всегда перевести эти станки на бурение ударное и идти на них довольно производительно, - отмечается в деловой переписке представителя торгового представителя СССР в Германии и «Эмбанефтью».   

Согласно многочисленной деловой переписке тех лет, «Эмбанефть» в тот период интенсивно наращивала техническую базу в рамках запланированных активных работ по разведочному бурению в условиях истощения Доссора.      Буровой программой по глубокому разведочному бурению предусматривалось бурение в 9 районах в 40 скважинах, из которых 21 скважина – на новых площадях и 19 – на эксплуатационных площадях.

- Близкое истощение Доссора остро ставит вопрос об усилении разведочных работ в Эмбенском районе. Этому вопросу Трестом уделяется особое серьезное внимание. Подготовительные, геологические и топографические работы, мелко разведочное, а равно и глубокое бурение в отчетном году велось в широком размахе. Однако полному осуществлению всей программы глубокого разведочного бурения помешал недостаток бурового оборудования вследствие опоздания его из заграницы. С прибытием этого оборудования - 11 вращательных и комбинированных станков, разведка получит должное развитие на основе законченных в отчетном году подготовительных геолога-разведочных работ, - отчитывался Коробовкин.

Лаура Сулейменова
Продолжение следует…