Форсирование нефтедобычи
В рамках подготовки к юбилейной дате мы продолжаем рассказывать о самых интересных моментах из истории АО «Эмбамунайгаз». На этот раз речь пойдет о том, как реализовывался план по форсированному развитию Урало-Эмбинского нефтяного района, и как нефтедобывающее предприятие на заре своего становления решало вопрос о национализации кадров.
В середине 20-ых годов прошлого столетия в СССР разрабатывается пятилетний план развития нефтяной промышленности, в котором большее внимание Госплан уделяет всемерному форсированному развитию Урало-Эмбинского нефтяного района. Экономисты того времени уже располагали данными геологических разведок, которые свидетельствовали о наличии среди 60 обнаруженных на то время месторождений в Урало-Эмбинском районе, месторождений с промышленными запасами нефти. Для ее извлечения необходимо было организовать промышленную разведку – глубокое бурение. В перспективе промыслы Эмбы должны были обеспечить «...известный минимум снабжения нефтепродуктами внутренний рынок в случае неблагоприятных условий снабжения ими из основных районов - Баку и Грозный… (документ Госплана, 1927год). Доссорское месторождение, где к слову добывалась высококачественная нефть, на тот момент считалось производственной базой Эмбинского района. Однако, данное месторождение, эксплуатируемое на протяжении 15 лет, не могло служить основой для дальнейшего развития добычи в районе. Экономисты предсказывали истощение его запасов, а потому необходимо было развивать разведочные работы как в Макате, так и на месторождениях Сагиз, Ескене, Новобогат и Каратон, которые тогда уже вызывали особый интерес. Однако, развитие нефтяного дела на Эмбе требовало вложения значительных средств. Для решения этого вопроса правительство Казахстана предлагает освободить на пять лет Эмбанефть от уплаты попудного отчисления с добываемой нефти и оставить в распоряжение треста получаемую прибыль. Президиум Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР признало это решение целесообразным. Таким образом было положено начало форсированному развитию промыслов Эмбы.
Национализация кадров
В 1927 году Центральный совет народного хозяйства КазССР предлагает тресту «Эмбанефть» составить пятилетний перспективный план подготовки квалифицированной рабочей силы из местного населения. Причем, задача перед нефтяниками ставилась конкретная: к концу пятилетки, к 1933 году процент всего числа казахских квалифицированных рабочих должен быть доведен до 75-80%. Для сравнения: в 1928-1929 годах количество казахов, освоивших горное дело и имевших квалификацию составляло 40% от общего числа, металлистов, также и как строителей было и того меньше -30%.
Нужно сказать, что объемы производственной деятельности Эмбанефти на предстоящую пятилетку исчислялись согласно плану развития добычи нефти. К примеру, в 1928-1929 годах планировалось добыть 388.000 тонн нефти, и для этого, по данным специалистов, достаточно было иметь 2277 работников. Увеличение персонала должно было составить 5%. Подобный расчет применялся и в отношении всех последующих годов.
Государственный орган, то есть Центральный совет народного хозяйства КазССР предложил свой план национализации кадров, который руководство управления нефтепромыслами посчитало нецелесообразным. Сложность реализации данного плана заключалась не только в необходимости крупных финансовых затрат. Даже при выделении нужных средств не представлялось возможным за 5 лет обучить несколько сотен человек навыкам высокой технической квалификации. К тому же, для обучения требовалась учебно-техническая база – это оборудование на нефтепромыслах специальных учебных мастерских, приобретение буровых станков для учебных целей и выделение группы буровых скважин для учебно-опытной добычи нефти обучающимися рабочими. Этот форсированный темп обучения требовал одного миллиона рублей ежегодно. Такой возможности у треста «Эмбанефть» не было.
И тогда управление нефтепромыслами предложило свой Перспективный пятилетний план потребного количества квалифицированной рабочей силы для нефтяной промышленности Урало-Эмбинского района из числа коренной национальности. Этот документ был составлен исходя из существующего темпа привлечения в производство квалифицированных казахов, по естественной убыли рабочих и служащих, и на основании имеющихся у нефтепромыслов реальных возможностей для подготовки квалифицированного персонала.
Согласно плану, выявляемая дополнительная потребность в рабочих и служащих должна была покрываться за счет молодых казахов, окончивших курсы ученичества и путем естественно-нормального перевода рабочих с низших категорий в высшие. Таким образом, по расчетам специалистов, в течение 5 лет общее число работников управления промыслами, включая административно-технический и счетно-конторский персонал, должно было достигнуть 50,6%. Решение вопроса о национализации кадров усложнялось еще тем, что большая часть местных жителей все еще отдавала предпочтение скотоводству, и работа на промыслах была для них как бы сезонной работой. Поэтому, одним из пунктов плана, предложенного управлением нефтепромыслами, было «… ослабление связи казахских рабочих с аулами, и в тоже время упрочение их связи с промышленностью, что сократило бы процесс естественной убыли...».
Подготовка молодых кадров для нефтяных промыслов проводилась в школе ФЗУ (фабрично-заводское ученичество), посредством индивидуального ученичества и профессионально-технических курсов, организованных профсоюзными организациями.