Исследователь Кирпичников в 1874 году об Эмбе: тут скоплено большое количество нефти

26 марта, 2021

К 120-летию казахстанской нефти, в №16 корпоративной газеты АО «Эмбамунайгаз» - Ембi тынысы, была презентована первая часть исторического очерка, подготовленного по уже известным документам и материалам Атырауского областного и Макатского районных архивов. В новом очерке, с помощью документов государственного архива Оренбургской области мы опять погрузимся в период первых поисково-разведочных работ на Эмбе, активное начало которых было положено после присоединения Казахстана России.

Для закрепления позиций во вновь присоединенных казахских землях в мае 1734 г. была организована Оренбургская экспедиция, которую возглавил обер-секретарь Сената И.К. Кириллов – спод­вижник Петра I, один из основоположников российской географической науки и родоначальникроссийскойэкономической географии. В задачу экспедиции входило всестороннее изучение вошедших в состав России земель, разведка природных ресурсов, сооружение Орской крепости, установление новой границы между русскими и казахски­ми владениями. В 1735 г. был основан г. Оренбург, имевший важное значение в развитии русско-казахских политических и торговых взаимосвязей. В мае 1744 года была учреждена Оренбургская губерния, к которой был присоединен Гурьев-городок (ныне Атырау), ранее относившийся к Астраханской губернии. Согласно карте в 1764 году Оренбургская пограничная линия простиралась, начиная от Гурьев-городка вверх по реке Яик до вершин на реке Уй и аятой р. Ую до устья реки Тобол, далее до Звериноголовской крепости с приобщением Самарской и Сакмарской линий (Карта Оренбурской губернии от 1764 г. и Карта похода в Хиву в 1839 году). Пограничная линия разделяла степь кочующих киргиз-кайсаков и внутреннюю часть Оренбургской губернии. С 1781 года Оренбурская губерния была упразднена, а Гурьев-городок и Уральск отписаны к Астраханской губернии. По данным переписи 1897 года, на тот момент в уездном городе Гурьеве проживало 9 322 чел.

К этому периоду правительственными указами в число участников военных экспедиций в Среднюю Азию включаются исследователи, на которых возлагалась задача по изучению территорий по пути следования походов с подготовкой подробных отчетов по полезным ископаемым. Автор одного из них технолог Д. Кирпичников в 1874 году в «Описании соляных озер, расположенных возле устья реки Эмбы и нефтяных месторождений к северо-восточному берегу Каспийского моря» подробно делится своими наблюдениями об исследованной им территории вдоль побережья реки Эмба.

Первым автор описывает месторождение, найденное им в Бланской волости Гурьевского уезда (предположительно в Жылыойском районе западнее поселка Каратон к побережью Каспийского моря).

Со слов Кирпичникова, месторождение представляет из себя озеро с горько-соленою водою с черными асфальтовыми островами. Длина озера составляет - около 500 саженей, ширина - 200 саж. (1 сажень = 2.1336 метра – прим. от Л.С.). Над озером возвышаются 12 островов, диаметр самого большого - 7 саженей, другие меньше и есть очень маленькие, с площадью равною 1 квадратному аршину (1 аршин - 71,12 см – прим. от Л.С.). По мнению Кирпичникова, острова образовались вследствие выхода нефти на поверхность земли, вследствие того, что «нефть оставляла в этом месте свои твёрдые части, из которых образовался асфальт».

Исследователь, изучив этот район в течении месяца, делает заключение, что – озеро лежит в котловане, окружённом небольшими возвышениями.

- Поблизости нет высоких гор, внутри которых могли бы скопиться нефтяные газы, производящие давление на самую нефть, то вместилище самой нефти должно находиться не глубоко, на глубине 10-15 саж., - делает вывод Кирпичников.

По его мнению, проведение колодцев не потребует больших капиталов, однако кроме обыкновенной буровой будет необходимо установить осадные трубы для задержки песчаного грунта и насосы для откачивания выступающей воды. Впрочем, исследователь справедливо полагает, что воспользоваться этим богатством на тот момент очень трудно, называя в качестве препятствий отсутствие пресной воды и путей сообщения с населенными пунктами – Гурьевым, с одной стороны и Нижне-Эмбинским укреплением с другой. К этим двум препятствиям он добавляет невозможность запасти корм для рабочего скота, вследствие отсутствия поблизости лугов и степей, удобных для сенокоса.

Далее Кирпичников в своих поисках поднимается выше и оказывается в местности Кара-шунгуль. Исследователь описывает местность песчаной, не ровной, представляющей из себя то, что называются барханами. Она возвышается над всеми окружающими урочищами, а в середине же этого возвышения находится соляное озеро с нефтяными источниками. Озеро имеет в длину 300 саженей, а в ширину 200 саженей. Посредине озера находится 2 гипсовых возвышения, разрабатываемые киргизами для могильных насыпей. По рассказам киргизов исследователю, это место у них считается святым - аулие, вследствие чего около озера находится большое количество мазарок. Вытекающая из южного берега нефть известна киргизам с давних пор, они употребляют ее, как лекарство для скота, мажут ею скот при появлении на них накожных болезней. Для добычи нефти киргизами вырыто несколько ям в которых и скапливается нефть. В продолжении суток в этих ямах накапливается около одного ведра воды нефти, которая плавает маслянистым слоем сверх воды, выступающий в этих же ямы. Нефть сочится по песчаному слою, толщиной в ¾ аршина, который пропитался твердыми составными частями нефти и образовал из себя асфальт. Этот слой углубляются в южный берег озера и имеет 10 саженей шириной.

- Буры, взятые мною, - пишет исследователь, - оказались на этом месторождении неудобными, отверстие засыпалось вследствие песчаного грунта, а потом выступала вода и прекращала работу. Нефть, набранная в ямы, вырытые киргизами, была испробована относительно выхода из нее керосина и оказалось, что взятый образчик дает 19,4 % керосина, тогда как кавказская нефть отделяет около 40% керосина. Эту разницу в содержании керосина я объясняю следующим образом: взятый образчик получен не прямо из вместилища, а должна была пройти до выхода на поверхность сквозь слой асфальта. Проходя она растворила осмелившиеся части асфальта и другие твердые части нефти, составляющие асфальт. Вследствие этого на известное количество легко кипящих составных частей нефти оказались больше трудно-кипящих составных частей, а по этому и процентный выход керосина получился малым. По проведении колодца, когда нефть будет получаться из самого вместилища нефти, должно ожидать, что керосину будет получаться столько же сколько из кавказской нефти, - делает вывод Кирпичников.

Далее он детально описывает взятый образчик нефти, как имеющий буро-желтый цвет с удельным весом 0,869. Запах неприятен, что связывает с содержанием сернистого водорода. Кипение начинается при 159 градусах. После отгона керосина, собирающегося при температуре между 195 и 310 градусов, остается остаток годный для получения парафина и может быть употреблен как смазочное масло для колес, машин и проч.

- Относительно путей сообщения этого нефтяного месторождения с большими населенным пунктом с Нижне-Эмбенского укрепления можно сказать что их совсем нет. Первые 40 верст от Нижне-Эмбенского укрепления до урочища Тулюса удобны для проезда, дальше же проехать можно с большим трудом, с возами даже невозможно – начинаются грязи, соры с топкими днами, объехать которые невозможно, потому что они тянутся от урочища Тулюса вплоть до моря и пересекают дорогу. За грязями начинаются барханы. К этому нужно присоединить отсутствие воды: вода только в кудуках, вырытых киргизами и она в малом количестве и солоноватая. Так как описываемое месторождение отстоит недалеко от моря, то можно было думать, что сообщение с морем будет удобным сообщения с Нижне-Эмбенским укреплением, но оказалось наоборот вследствие грязей, соров добраться до моря нет никакой возможности, - констатирует российский исследователь.

Исследователь рассказывает также о найденных им следах асфальта на юго-востоке от Нижне-Эмбенского укрепления, в 8 верстах от которого лежат две горы – Кой-кара и Иман-Кара. Первая содержит мел, употребляемый в Нижне-Эмбенском укреплении для получения извести, около же второй находиться залежь песчаного асфальта.

- Асфальт тут попадается 2 сортов: один бурый, другой черный, что зависит от различного количества смолистых веществ, пропитавших песок. Бурый горит плохо, отделяет газы, сходные по запаху с нефтью, другой горит лучше, но тоже не в состоянии гореть один, а горит только тогда, когда есть жарь, образовавшаяся от другого горючего материала. Последний сорт асфальта содержит горючих веществ только 15,43%, но обладает дорогими следующими качеством; он в кипящей воде или вообще при нагревании делается мягким и в этом размягченном виде из него можно делать кирпичи, плиты и прочее, - ссылается Кирпичников на рассказы киргизов.

Они также рассказали ему, что дальше Иман-Кары в местности называемой Монайлы, нефть свободно вытекает на поверхность.

- Если последние сведения, полученные мною на возвратном пути верны, то можно предположить, что вся площадь от Иман-Кара до Монайлы, при некоторой ширине покрыта асфальтом и нужно признать связь происхождения асфальта Иман-Кары и нефти Монайлы. Рассматривая местность, прилегающую к северо-восточному берегу Каспийского моря, можно сказать, что тут скоплено большое количество нефти, которая образовала для себя осмотренные мною естественные выходы, - предполагает Кирпичников.

Завершая свои заметки, исследователь пишет, что в Гурьеве, по пути домой, народный судья Гурьевской волости Иманбай Чанкотов сообщил ему, что по дороге из Калмыково на Уильскую ярмарку при Матин-Кузя (ныне Матен-кожа) киргизы получают нефть, по бочке в сутки. Кирпичников возлагает надежды, что дорога туда будет менее трудна, чем в описанные выше районы.

Лаура Сулейменова
(продолжение следует)